Как выглядит распределение кликов на страницах результатов поисковиков? Каково соотношение внимания к первому и второму результатам выдачи? Насколько часто пользователи кликают на результаты, которые находятся внизу страницы? В SEO обществе сейчас одна из самых обсуждаемых тем – это взаимодействие пользователей с результатами поисковой выдачи, кроме того эта тема стала очень важной областью исследований многих инженеров-поисковиков. Раскрыть особенности этой темы помогли интересные исследования движений глаз юзеров во время их взаимодействия со страницами выдачи поисковиков, которые получили название «eye-tracking studies».
Изучение глазной активности
Перед данными исследованиями была поставлена задача – изучить процесс просмотра листингов в поисковой выдаче пользователями и выбора ими ссылок для перехода. На основе подобных исследований интернет-маркетологи могут делать достаточно точные прогнозы относительно того, как меняется трафик при понижении или повышении ранга поисковых результатов. Эти данные также могут быть полезны для инженеров-поисковиков, так как основываясь на них можно усовершенствовать интерфейсы поисковых систем и делать выводы относительно релевантности результатов поиска.
Чтобы определить модель поведения юзеров на странице поисковой выдачи, исследователи анализируют ряд показателей активности глаз, которые отмечаются при помощи специальной CCD-камеры, которая напоминает по принципу своего действия устройство для считывания штрих-кодов. Также могут быть использованы инфракрасные камеры. Показатели активности глаз состоят из скачкообразного движения глаз, изменения диаметра зрачка, фиксацию и траекторию перемещения взгляда. Самыми важными среди них считаются фиксация взгляда, так длительность 200-300 миллисекунд означает повышенное внимание к конкретной области экрана, а также изменение диаметра зрачка, которое демонстрирует степень заинтересованности к определенным участкам выдачи.
Исследование университета Cornell об активности глаз пользователей
Одно из самых известных подобных исследований – это эксперимент, который провели в США в университете Cornell. Geri Gay. Thorsten Joachims и Laura A. Granka исследовали взаимодействие с результатами поисковой выдачи среди 26 выбранных студентов, задачей которых было найти информацию по определенным темам: кинематограф, музыка, путешествия, политика и тому подобным. Общее количество произведенных запросов в Google составило 397. Эксперимент показал следующее:
Результаты эксперимента: распределение кликов и внимания
На графике снизу и на карте сверху видно, что больше половины внимания во времени фиксации взгляда получаю первые два листинга. Несмотря на то что они оба получает приблизительно одинаковое количество внимания, число кликов отличается более чем в четыре раза. После второго результата длительность фиксации взгляда сильно уменьшается. Результаты с шестого по десятый имеют практически равное внимание. Любопытный факт – листинг под номером 7 получает меньше внимания, чем последующий восьмой и предыдущий шестой. Это, скорее всего, связано с эффектом прокрутки страницы. Этот результат, как правило, находится за границей экрана, и его часто пропускают при перелистывании страницы вниз. Это также отразилось на количестве кликов – во время эксперимента на 7-й результат кликнули только один раз. График демонстрирует показатели и одиннадцатого листинга, который находится на второй странице поисковой выдачи. На него приходится только 1% кликов и в 2,5 раза меньше внимания, чем на последний листинг на первой странице.
У оптимизаторов и маркетологов считается успехом попасть в десятку поисковой выдачи. Но это, в принципе, достаточно грубое предположение. Исходя из результатов данного эксперимента видно, что первая десятка – это неоднородная группа, количество кликов в которой растет с увеличением ранга логарифмически. На первые пять позиции приходится 88% всего трафика, а на первые три 79%.
Модели взаимодействия с результатами выдачи
Еще один немаловажный результат проведенного исследования – установка моделей поведения юзеров при просмотре поисковой выдачи. Чтобы определить алгоритм поисковиков, очень важно знать, как оцениваются пользователями предоставленные им результаты до того, как они кликнули на один из них. К примеру, если пользователь нажал на третий результат, просмотрел ли он до этого результаты сверху и снизу? На следующем графике продемонстрирован ответ на вопрос:
На данном графике также можно заметить эффект перелистывания страницы. При выборе первых 5-ти позиций в среднем пользователем просматривается от 1 до 2,68 листингов ниже и выше по списку, то при выборе седьмого результата просматривается вся страница. Результаты, которые расположены ниже седьмого листинга, в основном выбираются после того, как просмотрены первый 4-5 листинга. Кроме того, можно заметить, что число просмотренных результатов, которые размещены выше выбранного листинга, гораздо больше, чем размещенных ниже. Это демонстрирует явную тенденцию просмотра пользователем страниц сверху вниз.
Заключение
Несмотря на то, что данное исследование затрагивает только первую страницу поисковой выдачи, можно предположить, что такое распределение внимания и кликов имеет место и на следующих страницах и, возможно, среди платных результатов контекстной рекламы, которые расположены в правой колонке.